«Воскресный день», 1902 год, № 11

  «Воскресный день»,

еженедельный, с приложениями, иллюстрированный журнал для чтения в христианской семье, стал выходить в Москве с 1887 г., двухнедельным изданием, по 26 №№ в год, по цене 4 р. в год с доставкою. Редактором-издателем был священник троицкой на Кожевниках церкви С. Я. Уваров. В № 1 редакция, выяснив значение воскресного дня в жизни христианина, как дня жизни души по преимуществу, дня духовного делания, который надлежит посвящать преимущественно на служение Богу, писала, что в этот день особенно полезно иметь под руками «доступное для всех чтение, которое отвлекало бы дух от будничных суетных соображений и напряжённой мысли, направленной на ежедневный занятия»; «такое чтение и имеет в виду дать «В. Д.», где читатель встретить и богомысленные рассуждения, и рассказы о делах Божиих, явленных в мире чрез посредство людей благоговейных; где читателям напомнят и о минувших днях жизни христианской церкви, о славных подвижниках на поприще христианского богомыслия и благочестия. Читатель встретить в журнале и рассказы о родной старине и о её славных людях, работавших под знаменем православной веры для её блага и могущества, а также повествования о современных событиях и выдающихся деятелях православия и благочестия. Предназначенный для каждого класса общества, доставляя интересное чтение для людей образованных, журнал имеет в виду преимущественно христианскую семью и школу».

В 1888 г. «В. Д.» преобразовался в еженедельное издание, а затем, развиваясь, стал давать, при той же подписной цене, множество приложений, так что в конце концов совсем уподобился в этом отношении нашим светским, иллюстрированным изданиям. В объявлены о подписке на 1902 г. редакция даёт за 4 р. с доставкой и пересылкой: 52 №№ иллюстрированная журнала в объёме 1 1/2 листов большого формата каждый; 52 №№ газеты «Современная Летопись»; 52 №№ «Воскресных Листков»; кроме того, ещё 24 приложения: 12 книг поучений «Пастырское Слово»; 12 книг внебогослужебных бесед «Воскресный Собеседник».

История развития журнала была такова. Уже в первый год «В. Д.» разослал годовым подписчикам в качестве бесплатного приложения «Общедоступное истолкование посланья св. ап. Павла к римлянам» (первых трёх глав). С 1889 г. редакция, имея в виду облегчить долг пастыря православнорусской церкви при удовлетворены распространяющейся в простом народе потребности к образованно, стала помещать на страницах своего журнала статьи, применимые к вне богослужебным собеседованиям с народом. С этою отчасти целью ещё с 1888 г. появились в приложены к «В. Д.» «Воскресные Листки», с историей и объясненьем церковных праздников, жизнеописанием святых, описанием особо чтимых чудотворных икон – с нравственными приложеньями из жизни народа; каждый листок украшался соответствовавшей его содержанью иллюстрацией. С 1889 г. журнал, «в силу желания многих своих подписчиков», стал давать и ноты употребительнейших церковных песнопений. С 1892 г. журнал стал давать «12 листов» сборника «Воскресный Собеседник», предназначенного для чтения в христианской семье и для внебогослужебных собеседований. В 1895 г. было платное приложение: иллюстрированное описанье жизни, чудес и икон святителя Николая Чудотворца и Богоматери, за дополнительную плату в 1 р. С 1896 г. стала выходить при «В. Д.», в качестве бесплатного приложения, еженедельная газета «Современная Летопись» по следующей программе: 1) статьи по церковно-общественным вопросам, 2) обзор событий церковно-общественной жизни в Россы и заграницей, 3) распоряжения епархиальных начальств, 4) среди газет и журналов и 5) разные известия. В программу «С. Л.» целиком вошли, таким образом, три последних отдела из «В. Д.» и там они были заменены одним отделом: 10) смесь, который, впрочем, тоже скоро исчез из программы «В. Д.». Год 1901 давал 6 книг «Воскресного Собеседника» и 6 книг «Церковной Беседы», а с 1902 г. журнал принял, наконец, уже описанный выше объем. С 1895 г. «В. Д.» переменил виньетку: она теперь изображает на главном фоне картину семьи, сидящей за столом с № «В. Д.» и церковь с идущим в неё народом. В 1893 г. редактор-издатель, о. Симеон Уваров перешёл к николаевской церкви на Мясницкой. Журнал издаётся в обычном формате иллюстрированных еженедельных журналов и с первых же лет издания допущен учебным комитетом при св. синоде в библиотеки духовно-учебных заведены. Что касается содержания «В. Д.», то оно ясно исчерпывается вышеприведённою программой. Нет, конечно, надобности, да и возможности, перечислять статьи, написанные применительно к семейному и народному чтению. Обращают разве на себя внимание помещавшиеся в первые годы описанья русских свв. мест. Журнал помещает портреты всех архиереев по случаю назначенья на новые кафедры или юбилеев. В первый год издания в журнале принимали участие: гр. М. Толстой, кн. Е. Горчакова, М. И. Хитров, Д. Голубинский, свящ. П. Шумов, и в самом деле, далее на притязательный вкус, журнал был очень не дурен, хотя и очень не велик. Теперь он даёт целую груду печатного материала.

 

Приложенья к журналу – каждое имеет свою особенность:

1. Воскресные Листки составляются и издаются по хорошо всем известному образцу «Троицких Листков». Каждый листок иллюстрирован. К 1902 г. вышло 600 №№ листков, в количестве, по заявленью издателя, нескольких миллионов экземпляров. По мере накопленья «В. Л.» сброшюровываются в книжки и продаются выпусками. Продаются и отдельными листками по 60 к. за 100 экз.

2. Воскресный Собеседник выходить ежемесячно книжкою в 1 1/2 л. обыкновенного формата и содержит в себе внебогослужебные систематические беседы. К 1902 г. вышло 9 годичных выпусков: 1) земная жизнь Спасителя; 2) жизнь и деятельность апостолов; 3) важнейшие события истории христианской церкви; 4) вселенские соборы; 5) жизнеописания пустынников; 6) история русской церкви; 7) святители и преподобные, подвизавшиеся на Руси; 8) патриархи на Руси; 9) православное богослужение. В 1902 г. идёт объяснение символа веры с нравственными уроками, примерами из жизни святых и обыденной жизни. Издание в начале года украшается виньеткой, изображающей беседу священника в сельской школе.

3. Пастырское Слово выходить ежемесячно также книжками в 1 1/2 л. и в сущности ничем характерно не отличается от «Воскр. Собес.». Содержание «П. С.» посвящено беседам на воскресные и праздничные дни, причём беседы даются заблаговременно, так что ими может воспользоваться каждый священник, не сумевший или не потрудившийся приготовить собственную проповедь на тот или другой воскресный или праздничный день. Издание в начале года украшается виньеткой, изображающей проповедь священника в церкви.

4. Современная Летопись стала выходить с 1896 г. по следующей программе: статьи по церковно-общественным вопросам; церковно-общественная жизнь в России; распоряжения епархиальных начальств; среди газет и журналов; церковно-общественная жизнь за границей; разный известия. «С. Л.» постепенно выработалась в еженедельную церковную газету. В первые годы она выходила в формате «В. Д.», а с 1902 г. увеличила свой формат и равняется средней дешёвой газете.

Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 3: Ваал - Вячеслав. - 1902. - IV с., 1222 стб., 18 л. портр., к. : ил.

https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravoslavnaja-bogoslovskaja-entsiklopedija-ili-bogoslovskij-entsiklopedicheskij-slovar-tom-tretij-vaal-vjacheslav/323



   

Все фото размещены в фотогалерее нашего сайта по ссылке

 http://www.museum-kinelcherkassy.ru/photo/fondy/predmety_pechatnoj_produkcii/14