Кинель – Черкасская Школа медицинских сестер


   Глава в истории нашей Родины, начавшаяся 22 июня 1941 года ут-ренним правительственным сообщением по радио о вероломном нападе-нии фашистской Германии, оказалась временем высочайшего напряжения сил для Советского Союза. Суровому испытанию подверглось всё населе-ние страны, экономическая, социальная и культурная сферы жизни. Прин-ципиально-новые задачи в области медицины выдвинула Великая Отечест-венная война. В этот труднейший период все усилия медицинских работ-ников были направлены на повышение эффективности лечения больных и раненых, предотвращение эпидемий инфекционных болезней, улучшение обслуживания населения. Ухудшение социально-бытовых условий в период войны не могло не отразиться на состоянии здоровья населения, особенно в сельской местности, и поэтому требовалось усилить профилактическую работу, а также готовить медицинские кадры для Советской Армии, ухода за ранеными и больными воинами.
В годы Великой Отечественной войны обеспеченность Кинель-Чер-касского района медицинским персоналом составляла менее 50%. Сред-него медицинского персонала и врачей не хватало. В Кинель-Черкасском районе Куйбышевской области в военные годы трудились семь врачей, тридцать медицинских сестер, за год в больнице лечились 474 человека . В районной больнице работал один педиатр, четыре патронажных сестры, имелись три сельских участка. Два раза в месяц в больнице проводились научные конференции для врачей и среднего медицинского персонала. [2]
   С первых месяцев войны в область стали прибывать потоки раненых. 10 сентября 1941 г. в посёлке Тимашево Кинель-Черкасского района Куй¬бышевской области открылся госпиталь № 3277 на 300 коек, сформиро¬ванный на базе Тимашевской больницы и средней школы. За период войны в госпитале прошли лечение 6000 раненых бойцов и командиров Красной Армии. Благодаря успешному лечению удалось возвратить в строй 76% раненых.
   В 1943 году госпиталь был перепрофилирован в туберкулёзный дис-пансер, а в апреле 1945 г. он был эвакуирован в г.Сызрань. В период Ве-ликой Отечественной войны проводилась иммунизация против сыпного тифа среди раненых, а также отдельных групп населения. Забота о раненых проявилась и в том, что в с. Кабановка Кинель-Черкасского района был открыт Дом инвалидов общего типа.
   Постановление бюро обкома ВКП(б) и Облисполкома Куйбышевской области в июне 1944 года подчеркивали исключительную заботу о раненых со стороны шефствующих предприятий Кинель-Черкасского рай¬она. За хорошую работу в области охраны здоровья населения Кинель- Черкасский район был награжден грамотой Облздравотдела и Обкома Союза МСТ.
   В обслуживании раненых и больных воинов участвовали сандру- жинницы и активисты, но их было мало. Решением Облисполкома от 16 июля 1942 года в Куйбышевской области развернулась санитарно-оборо-нительная подготовка населения. В Кинель-Черкасском районе требова-лось подготовить 10 медицинских сестер и 15 санинструкторов . 20 июля 1942 г. заведующей райздравотделом была назначена Любовь Федоровна Рыжова, которая много сделала для улучшения работы больницы. [2]
   Обследование в 1944 году Кинель-Черкасской межрайонной больницы показало следующее. Санитарное состояние лечебного учреждения было очень хорошим. В палатах чисто и уютно, тепло. Главный врач Я.М. Батраченко открыл прекрасно оснащенное хирургическое отделение. В 1943 году провел в больнице водопровод, канализацию, оборудовал больничную электростанцию. Бесперебойно работали физиотерапевтический и рентгенологический кабинеты, проводилась большая профилактическая работа среди населения. Прибольничное подсобное хозяйство позволило организовать хорошее питание больных. Заведующая райздравотделом Бушнева способствовала открытию в районе двух трахоматозных пунктов, организовала борьбу с туберкулезом. Трудно переоценить тот вклад, ко¬торый внесли простые труженики в успешную работу медицинской службы.
   Реорганизация системы среднего медицинского образования началась в конце 1930-х гг., но начавшаяся Великая Отечественная война по¬требовала увеличения количества медицинских работников для нужд фронта. 31 января 1944 года Народный комиссар здравоохранения СССР Г. Митерев подписал Приказ № 63 об открытии в Кинель-Черкассах школы медицинских сестер:
«В соответствии с постановлением СНК СССР за № 671 «Об улуч-шении подготовки средних медицинских кадров» приказываю открыть в г. Кинелъ-Черкассы школу медицинских сестер. Народный комиссар здраво¬охранения СССР Г. Митерев»
   В марте 1944 года открыта школа медицинских сестер. Тогда в двух учебных группах школы обучалось шестьдесят человек. Срок обучения со¬ставлял два года, по окончании вручалось удостоверение. Учебные планы и программы соответствовали требованиям военного времени - удовле¬творению потребностей фронта в медицинских кадрах. Учеба совмещалась с работой в сельском хозяйстве, помощью сражающейся армии продоволь¬ствием.
    Первый год школа располагалась в здании вечерней школы (улица Крестьянская) (Приложение№1), где для занятий были выделены три кабинета. Затем школа переехала в деревянное здание (улица Красноармейская, за универмагом), её площадь составляла 200 кв. м.
С обеспечением учащихся учебниками, наглядными пособиями и тетрадями сложилось тяжелое положение. Медицинской литературы было очень мало. Основную её часть составляли листовки, плакаты, брошюры и памятки для гражданского населения, которые распространяли правила санитарии и гигиены. Тетрадей не было, лекции писались между строк списанных книг. Дрова для печи, обогревающей классы, заготавливались самостоятельно, но, несмотря на все усилия, в помещении царил такой хо-лод, что застывали чернила. Чтобы хоть как-то согреться, учащиеся по очереди становились спинами к печке. На обед многие приносили с собой вареную картошку, вареники с картошкой. В зимнее время учебные классы освещались керосиновой лампой.
   Несмотря на трудное положение в стране, снижения качества обуче-ния не происходило, студенты получали стипендию, а отличники (допол-нительно) - каравай хлеба. В качестве премий учащимся давали отрезы на платье и ценные подарки. Школа имела свою конюшню, учащиеся сами заготавливали сено для лошадей, дрова для отопления. Постановление Куйбышевского облисполкома от 1 июня 1943 г. № 36/9 «О заготовке ле-карственного технического сырья» обязывало оказывать помощь госпиталям. В летнее время учащиеся медицинской школы собирали лекарствен¬ные растения, которые отправлялись в госпитали для раненых.(2)
   В 1946 году состоялся первый выпуск медицинских сестер, столь не-обходимых стране. Ими были: Астрелина О.М., Бадулина А.И., Вислоуш- кина А.Я., Волкодаева B.C., Городниченко А.Д., Гладышева Т.С., Дурнева В.А., Ефремова М.И., Игнатьева М.А., Коршикова B.C., Копытина P.M., Куликова В.Я., Куликова А.М., Лосева В.И., Миронова Е.А., Мозгунова М.Ф., Мячина Л.А., Морунова М.Ф., Мухатаева В.И., Никифорова М.М., Постникова М.И., Харина А.И. и другие. Более тридцати лет они отдали здравоохранению. (Приложение№ 11)
    В 1944-1945 годах в школе преподавали замечательные педагоги: Фаина Ильинична Вербова - латинский язык, Семен Семенович Галочкин - историю, Мария Алексеевна Коншина - биологию и физику, а также она с 26 декабря 1945 года была первым классным руководителем и организа-тором воспитательной работы. А.С. Ладовский вел уроки физкультуры. В 1946 году пришел новый преподаватель истории - Мария Григорьевна Ро-дионова. Постепенно школа росла, увеличивался набор учащихся.
    Первым директором школы медицинских сестер стал главный врач Центральной районной больницы Яков Михайлович Батраченко (1944 --1948 гг.). С 1948 года директором был назначен Иван Филиппович Ткачев, в 1949 году директором стала Прасковья Александровна Постникова, в 1950 году её сменила Людмила Григорьевна Богуславская. (Приложение №2) Закончилась Великая Отечественная война. Люди приступали к на¬лаживанию мирной жизни. Шла трудная перестройка, связанная с перехо¬дом от героики военного времени к обыденной жизни. Перестройка эта коснулась всех сторон общественной жизни, в том числе и медицины. [2] Годы были трудными: продукты по карточкам, нехватка одежды и обуви. И вместе с тем - оптимизм, рожденный Великой Победой. Среди моло¬дежи усилилась тяга к знаниям. Значительно увеличилось число учащихся Кинель-Черкасской медицинской школы. (Приложение №7)
   Необходимость не только восстановить довоенную медицинскую сеть, но и существенный рост её, ставили новые задачи перед медициной страны. Сложными были условия восстановления промышленности, сель-ского хозяйства, социальной сферы жизни. Конец 1940-х годов стал новой вехой на пути развития отечественного здравоохранения.
   В 1947 г. зав. учебной частью стала Олимпиада Семеновна Лебедева. Библиотекарем и одновременно счетоводом - кассиром являлась Мария Васильевна Малороссиянцева. Новым учителем физкультуры стал Алексей Николаевич Горбунов. Классное руководство на первом курсе: 1 группа - В.И. Мячин, 2 группа - М.Г. Родионова, 3 группа - К.И. Рождественская. Классное руководство на втором курсе: 1 группа - А.Н. Горбунов, 2 группа - М.Г. Родионова, 3 группа - О.С. Лебедева.
    Библиотечный фонд школы постепенно расширялся, появился и биб-лиотекарь, проводивший с учащимися большую работу по привитию любви к чтению классической литературы - Ольга Георгиевна Кирина. Особое внимание уделялось идейно-патриотическому воспитанию уча-щихся.
   Новые учебные планы, принятые в 1946 г. предусматривали улучше-ние практической подготовки выпускников медицинских школ. С 29 мая 1948 года были введены круглосуточные дежурства учащихся в отделе-ниях больницы. 26 октября 1948 года руководителями практики студентов были назначены врачи отделений районной больницы: по терапевтиче-скому отделению - А.И. Митюшов, хирургическому отделению - В.П. Черемисин, инфекционному отделению - П.Д. Постникова, детскому отделе¬нию - Н.В. Журавлева, венерическому пункту - Н.И. Макеева, в роддоме - Н.П. Матвеева, в амбулатории - В.К. Туркина, нервные болезни - П.Я. Jlyкашев, консультации проводила Н.В. Журавлева. Общее руководство практикой осуществляли Ф.И. Тихонов и С.В. Ковалева. Знание латин¬ского языка давал учащимся заведующий районной аптекой Л.Г. Перель, а затем Л.И. Найшуль.
    На проводившейся в 1949 году областной зимней спартакиаде уча-щиеся Кинель-Черкасской медицинской школы А.М. Пестова, Г.В. Пирник, В.А. Ржевская, А.К. Мигай, Р.А. Синюкова заняли первое место по лыжам и конькам. На летних областных соревнованиях вновь заняли пер¬вое место. На областной спартакиаде «Медик» учащиеся З.Ф. Мельникова, А.И. Соседова, Ф.Г. Игнатьева, А.П. Глушкова заняли первое место, получили благодарность и премии.
   Проводились конкурсы художественной самодеятельности, лучшим дуэтом 1950 года был признан дуэт 3. Мельниковой - В. Щербаковой. Художественный руководитель Александр Степанович Третьяков и музы-кальный руководитель Иван Александрович Панкратов постоянно прово-дили конкурсы художественной самодеятельности.
В 1950 г. на работу в школу медицинских сестер пришли новые педагоги: Петр Петрович Афанасьев, преподававший анатомию, Вера Федоровна Хлыстова, дававшая знания по русскому языку и литературе[2].
   В 1951 г. в Кинель-Черкассы приехал Николай Иванович Ромадан, он экстерном учился, сдал экзамены в медицинской школе в 1953 г. и стал работать заведующим клинической лабораторией. Работу в больнице Н.И. Ромадан совмещал с занятиями со студентами. Николай Иванович органи-зовал в училище кружок электрокардиографии, старостой кружка была студентка 64 группы Л. Жданова. (Приложение№4)
   Тогда же, закончив вечернюю школу, поступила работать библиоте-карем P.M. Славутская. Вместе со студентами и сотрудниками она ездила на сельхозработы, организовывала художественную самодеятельность, от-вечала за наглядную агитацию и выпуск стенгазет. Занятия продолжались до 19.15, но многие педагоги не спешили домой, а оставались со студен-тами, занимались дополнительно, вели общественную работу. (Приложение№6)
   В 1952 г. под руководством преподавателя литературы Н.Н. Михай-лова проводились читательские конференции по романам советских писа-телей, например, роману А. Фадеева «Молодая гвардия». В этом году в школу медицинских сестер приехали новые педагоги: преподаватель кли-нических дисциплин А.М. Козлова и В.М. Шаймарданов, врач отоларинго¬лог, возглавивший ЦМК клинических дисциплин. Первыми штатными врачами-преподавателями в школе медицинских сестер стали А.М. Хованова и В.М. Шаймарданов. (Приложение№ 5)
   Когда первейшие и неотложные задачи послевоенного восстановле-ния были решены, стали отчетливо видны новые цели для дальнейшего развития. Школа начала расти, стране всё больше требовалось квалифици-рованных кадров. В 1953 г. по решению Министерства здравоохранения СССР Кинель-Черкасская школа медицинских сестер была преобразована в медицинское училище. В учебные планы было введено практическое обучение, училище стало готовить медицинских сестер и фельдшеров.
   Из воспоминаний первой выпускницы Кинель – Черкасской школы медицинских сестер 1944-1946 гг Городниченко Александры Дмитриевны
   В 1944 году мне было 17 лет, я закончила 8 классов школы. Я после 8 класса поступала без экзаменов, некоторые поступали после 7 класса,  взрослые женщины поступали тоже, но они сдавали экзамены
О том, чтобы связать свою жизнь с медициной я не думала. Но в 1943  приехал отец с фронта долечиваться в Серноводск, и  он нам рассказывал, как молоденькие, худенькие сестрички под пулями выносили с поля боя здоровых мужиков, как умело, быстро делали перевязки, при этом успевали утешить добрыми словами. Папа очень уважительно о них отзывался «Страсть как мне нравятся эти люди в белых халатах!». Я твердо решила поступать в школу медсестер, хотя многие мои подруги боялись, что если они пойдут учиться, то их заберут на фронт. Многих парней и девушек с 1926 года рождения уже призвали, кто –то погиб. Я сказала девчонкам: «Нас и так заберут, если нужно будет, а вдруг скоро война кончится!». Так и случилось в 1945 году война закончилась, и я закончила школу.  Помню 9 мая, День Победы… А нам в этот день принесли похоронку на отца. Председатель сельсовета жил в соседях с моей тетей и не велел ей вечером отдавать извещение, а то, говорит будет голосить всю ночь, утром отдашь. А уж с утра все ликуют «Война закончилась!». До сих пор помню, как мама кричала. В Польше отца убили, там похоронен.
Нам, как учащимся платили небольшую стипендию и  давали сухой паек, говорили, что это были американские продукты, это было хорошим подспорьем, ведь нас у мамы было трое, папа был на фронте. Тетрадей не было, лекции писались между строк списанных книг. А книги по  медицинским предметам были большой ценностью. Жить было очень тяжело, голод, холод. В каждой семье были погибшие, пропавшие без вести, одни слезы были. Учиться было очень интересно, несмотря на тяжелое военное время. С утра мы  были на занятиях в школе, а после обеда  шли на практику в больницу, по отделениям. Никаких плакатов и муляжей у нас не было, был один старенький скелет и все. Друг на друге изучали анатомию. Делали перевязки, но в основном учились на больных. Помогали санитаркам пилить дрова, топили печки – голландки
   Того здания где мы учились уже нет, на берегу Кинеля, рядом с 3 школой. (Приложение№1)Там во время войны там размещались военные. В здании была учительская и три класса. Предметы изучали  все медицинские, нас готовили на фронт. Физкультуры у нас не было, было военное дело. Разбирали ружье, автомат, бегали по снегу.  Была у нас и плащ – палатка, носилки, на которых мы таскали друг друга.  Я очень стремилась учиться, знала, что я буду работать медсестрой, буду помогать людям и мне это нравилось. Мне кажется, что если бы мне предложили начать жизнь сначала, я бы все повторила.
   Ребят было мало в селе, все почти были на фронте. Были у нас трое  стариков на улице, и, вот бегу я на занятия, они меня спрашивают: «Куда? Шуронька? спешишь», я отвечаю: «На занятия, я на медсестру учусь». «О о о, вон ты куда, медсестрой будешь! Это хорошо, давай, миленькая, учись». А уж когда закончила учиться, стала работать в больнице, опять  при встрече спрашивают «Ты все учишься?», я отвечаю: «В больнице работаю». «О, Дмитриевна, ты работать стала!». Говорю ему: «Дядя Иван, ну зачем  ты Дмитриевна, как была Шура, так и осталась», а он отвечает: «Нет, ты теперь на государственной работе, уважаемый человек». И шапку всегда снимал, такое уважение было к медицинским работникам.
   Закончила я в 1946 году и нас  около 18 человек оставили работать  в Кинель – Черкассах, потому что  не было медсестер. (Приложение № 10)
   Продолжить учебу в институте возможности не было, очень тяжелое время было. Нас спасало то, что мы держали корову, могли продать молоко, что купить из одежды. Огород сажали, тем и кормились. В 1946 году я пришла работать в больницу,  медсестрой физиотерапевтического кабинета, и у меня только одна запись в трудовой книжке, оттуда на пенсию уходила, отработала 35 лет.
   Из воспоминаний выпускницы Кинель – Черкасского медицинского колледжа 1957-1959 гг. Мусиной В.А.
   Мне всю жизнь везет на хороших людей. За время учебы, 45-летней  работы – их немало. Я училась в этом учебном заведении с 1957 по 1959 гг. Посчастливилось быть рядом с необыкновенными людьми, чей вклад в становление многих моих современников неизмерим. Это Василий Мнирович Шаймарданов, Николай Иванович Рамодан, Анастасия Михайловна Хованова, Александра Павловна Черненко, Николай Тимофеевич Андросов, Евгений Яковлевич Фролов и другие. На 50-летии нашего училища в 1994 году один из выпускников,  в то время  главный врач ЦРБ соседнего района, сказал:  «У меня три мамы: первая – что дала мне жизнь, вторая – та, что сделала из меня человека, научила профессии, научила видеть людей, любить их и  сострадать им – это наше училище; третья – это институт». Эти слова сказаны  о людях нашего колледжа.
   Мне же хочется рассказать о человеке, который на первый взгляд, вроде бы, был неприметным – о Розе Моисеевне Славутской.  Попала к нам в село эта женщина как беженка во время Великой Отечественной войны. Спасаясь от фашистов, в одном ситцевом платье и платочке, прижимая к себе двух маленьких девчушек, сначала шла пешком, затем ехала на открытых платформах товарных вагонов, пока не остановилась в Кинель – Черкассах. Часто с великой благодарностью Роза Моисеевна вспоминала наших односельчанок: кто-то дал старенькую телогрейку, кто-то дал веревку, чтобы её подвязать, кто – то – подшитые валенки. Когда приходила домой с трудной мужской работы (валяла валенки для воинов), находила на столе кем-то принесенный чугунок с картошкой в «мундире». Кто – дал старенький топор, чтобы могла ночью в лесу нарубить и привезти на санках хворост для топки печи. Как все люди тыла, бралась за любую работу. После войны, закончив вечернюю школу, Роза Моисеевна в 1951 году поступила работать в медицинскую школу библиотекарем. Вместе со студентами и сотрудниками ездила на сельхозработы, организовывала художественную самодеятельность, отвечала за наглядную агитацию и выпуск стенгазет. (Приложение №6)Занятия тогда продолжались до 19.15, но она спешила домой, а оставалась с нами, студентами.
   Жилось трудно, зарплата была мизерной. Однако ее девочки закончили школу,  медицинское училище, а затем, медицинский институт.
   Роза Моисеевна была прекрасным собеседником, умела слушать, всегда могла дать мудрый совет. Для нас она была «второй »мамой, и, можно сказать психологом. К этому отзывчивому, внимательному человеку шли за советом, поддержкой, участием, с ней делились своими горестями и радостями все, от студентов до директора. У нее можно было оставить ребенка на время занятий. Прошли годы. Ушли из жизни многие уважаемые люди нашего села, но память о них живет в сердцах тех, кто их знал. [4]
   Из воспоминаний  Введенской Натальи Александровны, выпускницы медицинского училища 1967    года, заместителя директора по учебной работе в 1976-2003 гг, в настоящее время преподавателя  анатомии Кинель – Черкасского медицинского колледжа.
   Третий год продолжалась Великая Отечественная война. Обеспеченность Кинель – Черкасского района медицинскими кадрами составляла менее 50%. Требовалось большое количество медицинских сестер для  нужд фронта. 31 января 1944 года Народный комиссар здравоохранения СССР Г. Митирев подписал Приказ № 63 об открытии в Кинель – Черкассах школы медицинских сестер: « В соответствии с постановлением СНК СССР №671 «Об улучшении подготовки средних медицинских кадров» приказываю открыть в с.Кинель – Черкассы школу медицинских сестер. Народный комиссар здравоохранения СССР Г.Митирев».
   В марте 1944 года школа медицинских сестер была открыта. Контингент учащихся составлял  60 человек. Срок обучения – 2 года. По окончанию вручалось удостоверение. (Приложение №10) Несмотря на трудное положение в стране студенты получали стипендию, а отличники  - дополнительный караван хлеба.
   В 1946 году состоялся первый выпуск медицинских сестер, 18 человек из них остались работать в Кинель – Черкасской районной больнице. Среди них Городниченко А.Д.
    До 1950 директором школы медицинских сестер были главные врачи Кинель – Черкасской ЦРБ. В 1952 году после окончания Куйбышевского медицинского института по направлению в школу медицинских сестер приехали работать врачи – штатными преподавателями Шаймарданов Василий Мнирович и Козлова Анастасия Михайловна. (Приложение № 9)
   20 июля 1953 года Шаймарданов В.М. назначен директором школы медицинских сестер. В этой должности проработал 36 лет. (Приложение№ 8,12)
   В 1954 году школа медицинских сестер была реорганизована в медицинское училище. Были открыты отделения: медицинских сестер со сроком обучения 3 года и фельдшеров со сроком обучения 4 года. По окончании выдавали диплом. Увеличивается контингент студентов, так как в стране не хватает средних медицинских работников.
   Мне посчастливилось знать Василия Мнировича Шаймарданова на протяжении 27 лет. В 1962 году  после 7 класса я поступила в Кинель – Черкасское медицинское училище. В то время В.М.Шаймарданов преподавал анатомию на 1 курсе, а на 3 курсе  лор-болезни. Как преподавателя и директора его отличало бесконечное терпение. Нас 14 –летних девчонок он учил азам медицины, начиная со строения и функции здорового человека, а затем уже знаниям болезней. На своих занятиях он многократно  подчеркивал слова русского ученого 19 века Е.О.Мухина «Врач не анатом не только бесполезен, но и вреден». (Приложение №3) Это утверждение справедливо для каждого медицинского работника. От его занятий мы становились более возвышенными, потому что получали не только знания по предмету, но и глубокие практические жизненные советы, помогающие разобраться в сегодняшней «трудной» жизни.
   После окончания медицинского училища В.М.Шаймарданов предложил мне работать в училище, совмещая работу с учебой в педагогическом институте, с 1967 года работала зав.практикой, а с 1976 по 2003 гг. зам.директора по учебной работе.
    В.М.Шаймарданов гордился, что его питомцы работают в его родном училище. Я могу сказать, что он научил меня как надо работать, поэтому не случайно я  стала преподавателем анатомии. Мудрости его жизни можно только учиться. Это был человек, обладающий необыкновенной работоспособностью. В его лице одновременно сочетались директор, преподаватель и врач. До 1971 года он был единственным  лор – врачом в Кинель-Черкасском районе: оперировал, лечил, оказывал неотложную помощь. Он был человек ищущий: всегда строил, улучшал материально –техническую базу училища, оснащал учебные кабинеты современным медицинским оборудованием, улучшал условия проживания студентов
1970 год – вводится в строй новый учебный корпус (Приложение№13 )
1976 год – открывается студенческая столовая
1978 год – открывается новое студенческое общежитие на 200 мест, в1980 году общежитие заняло 1 место во Всесоюзном смотре – конкурсе общежитий средних – специальных учебных заведений. (Приложение№14)
1983 год – сделаны пристрои учебных комнат для преподавания специальных дисциплин.
   В.М.Шаймарданов постоянно учился и совершенствовал свои знания и по этому пути направлял педагогический коллектив. Он был делегатов 2 Всесоюзного съезда лор –врачей, неоднократно входил в состав Всесоюзных комиссий по проверке работы медицинских училищ.
   Наш наставник был участником Великой Отечественной войны, которая и определила его будущую профессию врача. После ранения, находясь на лечении в госпитале, обратил внимание на чуткое отношение медицинских сестер к раненым. И решил: «Буду жив, пойду учиться в медицинский институт». Мечта сбылась. Наш фронтовик Шаймарданов становится студентом Куйбышевского медицинского института. Имеет боевые и трудовые награды:
Медаль «За боевые заслуги», 1945 г.;
Медаль «За победы над Германией», 1945 г.;
Орден Трудового Красного Знамени», 1970 г.;
Медаль «К 30 - летию Победы в Великой Отечественной войне», 1985г.;    
Медаль «К 40- летию Победы в Великой Отечественной войне», 1985 г.;
Орден «Дружбы народов»,1985 г.;
Нагрудный    знак    «Отличник здравоохранения», 1968 г.;
Нагрудный знак «За отличные успехи в среднем специальном образовании», 1968 г.;
Почетное звание «Заслуженный учитель РСФСР», 1987 г.
   В. М. Шаймарданов был очень скромен, и, вспоминая о фронтовых
буднях, в своих беседах всегда подчеркивал героизм и мужество наших воинов, он на фронте был разведчиком. На концертах, посвященных дню победы, когда студенты исполняли фронтовые песни, лицо Василия Мнировича выражало такую богатейшую гамму чувств, что все мы понимали, как музыка согревала души людей и помогала им пройти нелегкие версты войны. 15 лет В. М. Шаймарданов возглавлял партийную организацию Кинель – Черкасской Центральной районной больницы. В 1989 году в мае Кинель – Черкасское медицинское училище отмечало 45-летие, 37 лет возглавлял его Василий Мнирович. За этот период было выпущено около 5 тысяч медицинских сестер и фельдшеров, они работали и работают во всех уголках нашей необъятной Родины. Выпускники тех лет вместе с дипломом уносили в своих сердцах частицу любви и мудрости своего наставника В.М. Шаймарданова. Спустя годы мы продолжаем его дело.
В память о бывшем директоре Шаймарданове Василии Мнировиче 10 сентября 2012 года была открыта мемориальная доска. На торжественной линейке бывшей главный врач Кинель – Черкасской Центральной районной больницы Христиченко Александр Петрович сказал: «Я  был строгий главный врач, меня сотрудники боялись, Василий Мнирович был строгий директор, но его все любили». Все, кто знали его, помнят с каким вниманием и любовью он относился к любому человеку: больному, студенту, родителям и всем, кто к нему обращался за помощью и советом.
   Заключение.
«Как естественные науки, так и гражданская история не терпит вы-мыслов, изображая что есть или было, а не что могло быть», считал Н.М. Карамзин. Критически освещая прошлое, история поможет лучше ос-мысливать настоящее, правильно использовать ценный опыт наших пред-шественников и современников. С момента создания в 1944 г. медицинский колледж прошел нелег¬кий путь длиною в семьдесят лет. Успехи и достижения учебного заведения связаны с трудом, талантом, высоким профессионализмом лю¬дей, работающих в педагогическом коллективе. Многие выпускники кол¬леджа проявили не только высокий профессионализм, но и замечательные организаторские способности, снискавшие им высокий авторитет среди коллег. Кинель-Черкасский медицинский колледж стал трамплином для многих специалистов, которые трудились, и продолжают трудиться в ле¬чебных и учебных медицинских учреждениях, являются организаторами здравоохранения.

Неопубликованные источники
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ (ГЛСО)
1.     Фонд Р-2558. Исполнительный комитет Куйбышевского областного Со¬вета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.
Опись 7. Д. 410, 443, 540, 568.
2.     Фонд Р-4054. Главное управление здравоохранения администрации Самарской области (1937-1998 гг.)
Опись 1. Д. 282,283,301.
Опись 2. Д. 81, 82.

Список литературы.
1.    История отечественной медицины и здравоохранения: Учебное пособие / Под ред. А.А. Девяткина и Ю.С. Пименова. - М.: Учебно-методическое объединение по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России; НОУ ВПО «Самарский медицинский институт «РеаВиЗ»; Самарское региональное отделение Геронтологического общества РАН, 2008.
2.    Костюкова Е.И. История сестринского дела в Самарской области (на примере Кинель-Черкасского медицинского колледжа): Учебно¬-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения. - Самара: НОУ ВПО СМИ «РеаВиЗ», 2009. - 56 с.
3.    Кинель – Черкассы 1994: телефонный справочник.- Кинель – Черкассы ,1994.-С.18
4.    Мусина В.А.Вспомним наставников / /Трудовая жизнь.-19 мая.-2004.-№38.-С.4
5.    Романюк В.П., Лапотников В.А., Накатис Я.А. История сестринского дела в России. - СПб.: СПбГМА., 1998.

6.    Это наша с тобой биография// Трудовая жизнь.-22 октября.-1994.-№382.-С.3

7.    Через годы - навстречу людям: Кинель-Черкасской Центральной район¬ной больнице - 90 лет. -Самара: Научно-технический центр, 2002.


Категория: Люди | Добавил: museum-kinelcherkassy (04.07.2019)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: