Хальзов Виктор Степанович
Герой Советского Союза, Ветеран Великой Отечественной войны Хальзов Виктор Степанович.






   История нашего родного села неразрывно связана со знаменательными страницами истории нашей страны. Первые жители слободы Кинель – Черкасской начали селиться на левом берегу реки Большой Кинель. Сегодня наше село – это крупный районный центр, появились новые улицы и целые микрорайоны. В одном таком из таких микрорайонов, есть улица Героя Советского Союза, Ветерана Великой Отечественной войны Хальзова Виктора Степановича. Там построены дома для военнослужащих 793 боевого транспортного вертолетного полка. И, как выяснилось, не все люди, живущие здесь, знают этого человека, даже неправильно называют его фамилию, общаясь в социальных сетях.
    А Виктор Степанович и после войны сделал очень много для жителей нашего села. С Кинель - Черкассами его связывают служба в 5 Запасном Авиационном полку во время Великой Отечественной войны и годы работы начальником Учебного авиационного центра ДОСААФ. Будучи депутатом районного Совета, он вместе с первым секретарем РК КПСС Николаем Лукьяновичем Бардиным и председателем колхоза имени Ленина Михаилом Евдокимовичем Казаковым ездил в Москву добиваться финансирования для строительства капитального бетонного моста через реку Большой Кинель, вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. Был очень простым и добрым в общении, разговаривал с людьми в любом месте, на любые темы, часто на ходу решая возникшие вопросы. Виктор Степанович Хальзов – представитель поколения победителей, Герой из крылатого племени пилотов, человек удивительной внутренней красоты.
   Память о Герое Советского Союза Хальзове Викторе Степановиче увековечена на его родине в г. Вольске Саратовской области. В г. Самара на кладбище Рубежном на Аллее Героев, где похоронен Виктор Степанович установлен памятник Герою с барельефом.
А в селе Кинель – Черкассы сегодня нет даже мемориальной доски, хотя его имя было присвоено УАЦ ДОСААФ в 1988 году, а в 2000 году в честь 55 - летия Победы в Великой Отечественной войне по ходатайству командования вертолетного полка его именем названа улица, где построены дома для офицерского состава.  Его имени нет и на Памятнике Героям Советского Союза на площади Славы у Вечного огня.
   Грозное небо войны. История авиации в селе Кинель- Черкассы в 1941 – 2009 гг.
   В первые месяцы Великой Отечественной войны в селе Кинель – Черкассы на территории Агротехникума (ныне Кинель – Черкасский сельскохозяйственный техникум) был размещен 5-ый запасной авиационный полк, задачей которого было испытание новейших штурмовиков ИЛ – 2 и подготовки военных летчиков.
   Летом и осенью 1941 года в г. Куйбышев были эвакуированы оборонные и промышленные предприятия для обеспечения фронта боеприпасами, продовольствием, обмундированием. Постановление Государственного комитета обороны №75/сс от 9 октября 1941 года обязывает Народный комиссариат авиационной промышленности эвакуировать Воронежский завод №18 в г. Куйбышев и начать выпуск самолетов Ил- 2 с 25 ноября 1941 года.
   В постановлении бюро Кинель – Черкасского райкома ВКП (б) №29 от 1 августа 1941 года рассматривается вопрос о строительстве аэродрома на территории Кинель – Черкасского района на земельной площади колхоза «Борьба за Мировой Октябрь» в целях выполнения постановления бюро Куйбышевского обкома ВКП(б) от 22 июня 1941 года. Были даны распоряжения партийному активу обеспечить высокую значительность и дисциплину при строительстве. Обязать секретарей первичных парторганизаций, председателей сельисполкомов, председателей колхозов, директоров МТС безоговорочно выполнять наряды на потребное количество рабочих рук и автотракторного транспорта, обеспечивая последних орудиями труда и продуктами питания.
   В Справке Кинель – Черкасского райкома ВКП(б) представителю ВМФ №44 от 6 сентября 1941 г. под грифом совершенно секретно говорится о возможных помещениях для размещения военной авиационной части, где среди прочих объектов указано помещение агротехникума: 4 корпуса, общей площадью 4000 кв. метров. Для использования под авиамастерские предлагаются два гаража Кинель – Черкасской МТС площадью 1000 кв.м. Хлебопекарни района способны обеспечить хлебом воинскую часть. Постоем на частных квартирах может быть размещен командный состав части до 500 человек.
   Так, в трудное для страны время в 1941 году на куйбышевской земле был выпущен первый легендарный самолет - штурмовик Ил-2, способный наносить сокрушительные удары по любым наземным целям: танкам, артиллерии, автомашинам и повозкам, дотам и блиндажам. По-разному называли его наши солдаты: "Горбатый", "Летающий танк", а фашисты окрестили Ил-2 "Черной смертью". Самолет стал самой массовой машиной наших ВВС, около 40 тысяч было выпущено их за годы войны. Ни у наших союзников, ни у наших противников ничего подобного не было.
   В летопись Великой Отечественной войны вписало свою страницу и наше село. На восточной окраине Кинель- Черкасс, на ровном поле был оборудован аэродром с полевыми авиаремонтными мастерскими 5-го запасного авиационного полка 10-й авиабригады. Сюда перегоняли изготовленные в Куйбышеве Ил-2. Здесь переучивались молодые летчики. Они осваивали технику пилотирования, бомбометания, стрельбу из пушек и, собранные в звенья и эскадрильи, убывали на передовую. Весной 1942 года с этого аэродрома вылетел на фронт и Виктор Хальзов.
   Идут годы… Великая Отечественная война всё дальше и дальше отодвигается вглубь истории. Мы идём в будущее вместе со своим прошлым и в этом пути с нами наша благодарная человеческая память, защитившим Отчизну и верный долг пред погибшими. Приподнялся над бетонной полосой Московского шоссе города Самара и застыл навечно в полном своём вооружении знаменитый ИЛ - 2 – памятник трудовому и ратному подвигу куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.
   На территории Кинель – Черкасского сельскохозяйственного техникума похоронен командир 5 – го ЗАПа подполковника Беляков Александр Никифорович. Ежегодно 9 мая на территории техникума проводится митинг, посвящённый Дню победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., студенты возлагают к памятнику венки и цветы и чтят память павших минутой молчания. В музее истории техникума оформлена экспозиция, посвященная летчикам 5 - го ЗАПа, где проводятся уроки мужества и свято хранится память о великом подвиге наших солдат
   В 1960 году в Кинель – Черкассах организован Учебный авиационный центр ДОСААФ, руководитель которого был назначен ветеран Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, летчик Хальзов Виктор Степанович. Летчики УАЦ ДОСААФ летали на самолетах МИГ-15, МИГ-17, принимали участие в военных действиях в Корее и Вьетнаме.
   В 1992 году в Кинель- Черкассы из Грузии в связи с обострением межнациональных отношений перебазировался 793 боевой транспортный вертолетный полк история которого ведет свое начало с 1943 года. Офицеры полка принимали участие в Сталинградской битве, снятии блокады Ленинграда, оказывали помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, выполняли интернациональный долг в Афганистане, участвовали в локальных войнах и конфликтах, происходивших на территории России. В 2009 году полк был расформирован. Помещения воинской части в настоящее время пустуют. Дома, построенные для офицерского состава переданы в муниципалитет для расселения жителей Кинель – Черкасского района.
   Шел мальчишке в ту пору… (Легендарная биография Хальзова Виктора Степановича) Герой Советского Союза Хальзов Bиктор Степанович, Герой Советского Союза, Ветеран Великой Отечественной войны, родился 18 июня 1921 года в городе Вольске Саратовской области, в семье рабочих. Учился Виктор Хальзов в Вольской средней школе №1.
   В 1938 году Виктор Хальзов закончил Вольский аэроклуб. В мае 1940 года поступил в Энгельское Военное авиационное училище и закончил его в декабре 1941 года. По окончании училища Хальзов B.C. был направлен в Пятый запасной авиационный полк Десятой авиабригады, где успешно переучился на штурмовике Ил-2. С мая 1942 года в составе 811 штурмового авиаполка принимал активное участие в Сталинградской битве. Сержант Хальзов в первых же боевых вылетах показал себя с самой лучшей стороны. Он отлично владел техникой пилотирования, точно поражал цели, был расчетлив и смел в воздушных схватках с противником.
   15 июля 1942 года эскадрилье, в которой служил Хальзов, было приказано нанести удар по вражеской колонне на дороге Миллерово-Морозовский. При подходе к цели штурмовики были обстреляны зенитной артиллерией противника. Хальзов спикировал на колонну танков и сбросил бомбы, а затем сделал второй заход и с высоты бреющего полета обстрелял из пушки и пулеметов в панике бегущих гитлеровцев. На лицевой счет летчика были записаны один танк, пять автомашин и пять повозок с солдатами.
   30 августа 1942 года Хальзов в составе девятки «Ильюшиных» вылетел на выполнение ответственного задания командования - уничтожение переправы противника через Дон в районе Калача. Эта переправа особенно плотно прикрывалась зенитной артиллерией и истребительной авиацией. Искусно маневрируя в зоне зенитно-артиллерийского огня, Хальзов с бреющего полета нанес удар по переправе и разрушил её.
   Во второй половине того же дня Виктор со своими боевыми товарищами штурмовал колонны Четвертой немецкой танковой армии в районе Абганерово. Летчик сделал три захода на цель и точным попаданием бомб и пулеметно-пушечным огнем уничтожил два танка, три автомашины и группу пехоты противника.
   31 августа 1942 года Хальзов вновь штурмовал танковые колонны противника в том же районе. При возвращении с боевого задания на группу советских штурмовиков напали вражеские истребители. Сержант заметил, как к ведущему группы пристроился в хвост «мессершмитт», бросив свою машину в крутое пике, Хальзов поспешил на помощь командиру. Меткой очередью из пушки он сразил фашистского стервятника. За смелость и отвагу в бою командир полка объявил Хальзову благодарность.
   На следующий день Хальзов ведущим звена вылетел на штурмовку мотомеханизированных войск противника в районе Песчанки. Как и обычно, штурмовики шли к цели на небольшой высоте. Зенитная артиллерия противника открыла интенсивный огонь. Снаряды рвались всюду, но Хальзов смело атаковал врага и лично уничтожил три танка и две автомашины. После успешной штурмовки войск он поджег склад боеприпасов. В это время рядом разорвался вражеский снаряд. Мотор вспыхнул, осколок обжег правую руку. Не теряя самообладания, Хальзов привел горящий самолет на свою территорию и благополучно посадил его.
   В одном из боев Хальзову B.C. удалось спасти своего командира звена. Они возвращались после успешного выполнения боевого задания, когда при подлете к линии фронта самолет ведущего был подбит огнем немецких зениток. Летчик сумел посадить подбитый самолет на вынужденную. Но эта территория контролировалась фашистами. Тогда B.C. Хальзов, рискуя жизнью, сумел посадить свой самолет рядом с подбитым самолетом командира и вывез его экипаж на свою территорию под градом фашистского огня.
   Всего за время войны Хальзов произвел 173 боевых вылета, уничтожил сотни гитлеровцев, два самолета, 60 танков, 200 автомашин и много другой боевой техники противника.
   В годы Великой Отечественной войны Виктор Степанович сражался на Сталинградском, I, II, III Прибалтийских фронтах. В боях под Сталинградом 1 сентября 1942 года был ранен. После лечения в госпитале вновь возвратился в строй.
   24 мая 1943 года B.C. Хальзову было присвоено высокое звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 960) за 46 успешных боевых вылетов во время боев под Сталинградом и проявленные при этом доблесть и мужество. За годы Великой Отечественной войны 18 однополчанам B.C. Хальзова было присвоено это высокое звание.
Награды Хальзова Виктора Степановича:
•    Герой Советского Союза;
•    орден Ленина;
•    два ордена Отечественной войны 1-й степени;
•    два ордена Красной Звезды;
•    медаль «За боевые заслуги»;
•    медаль «За оборону Сталинграда»
   После войны B.C. Хальзов продолжал службу в рядах Вооруженных Сил СССР. В 1955 году закончил Краснознаменную военно-воздушную академию. Поле чего проходил службу в ВВС на разных должностях. В августе 1960 года был направлен в Кинель-Черкассы для организации учебно-авиационного центра ДОСААФ, начальником которого был до 1972 года.
   В июне 1985 года после продолжительной болезни Виктор Степанович скончался. Похоронен в городе Самара на Рубежном кладбище на Аллее Героев.
   25 мая 1988 года распоряжением Совета Министров РСФСР Кинель-Черкасскому Учебно - авиационному центру ДОСААФ было присвоено имя Героя Советского Союза В. С. Хальзова.
   В 2000 году Распоряжением Главы 2-ой Кинель – Черкасской администрации по ходатайству командования 793 боевого транспортного вертолетного полка домам офицерского состава присвоено имя Героя Советского Союза В.С. Хальзова.
   Вспоминая командира… Из воспоминаний Мусиной Валентины Александровны, фельдшера эскадрильи УАЦ ДОСААФ в 1961.
   Впервые об этом человеке я услышала в августе 1960 года. Тогда было расформировано расквартированное в Кинель-Черкассах Ейское военное училище морской авиации, и инженерно-технический состав вновь формируемого Кинель-Черкасского учебно-тренировочного центра ДОСААФ принимал материальную часть.
   Говорили, что начальником Центра будет назначен командир училища, Герой Советского Союза В. С.Хальзов. Это высокое звание было присвоено Виктору Степановичу 24 мая 1943 года за 46 успешных боевых вылетов во время боев под Сталинградом и проявленные при этом доблесть и мужество. В феврале 1961 года я стала работать фельдшером эскадрильи. Шла интенсивная подготовка к летному сезону: будущие авиаторы учились, готовили материальную часть, летали, катапультировались, прыгали с парашютами.
   В канун первомайских праздников, в солнечный яркий день, сняв пробу в столовой, возвращалась в санчасть. Вдруг в конце длинного коридора появилась подтянутая фигура военного с поблескивающими золотыми погонами и Звездой Героя.
   Честно признаться, оторопела. Сотрудники говорили, что командир очень строг, требователен, серьезен. К тому же я, как и вся молодежь 40-х годов, была воспитана на почтении к поколению победителей. Тогда вся страна преклонялась перед авиаторами. А тут еще и Герой Советского Союза! Представьте мое тогдашнее состояние.
   Вдруг этот человек остановился, поздоровался, пожал мне руку и спросил, не на пробе в столовой ли я была и каково качество пищи для летно-технического состава.
   Я долго была под впечатлением от этой встречи. В санчасти рассказывали, что Виктор Степанович во время Великой Отечественной войны летал у нас в Кинель-Черкассах, а потом ушел на фронт. Тогда мне подумалось: быть может, он был в числе тех, кого я, совсем еще маленькая, в отсутствие отца, ушедшего на фронт, просила взять меня на руки. Об этом мне рассказывала бабушка.
   Мы тогда жили в двухэтажке 5-го ЗАПа, которая располагалась на территории машинно-тракторной станции. Позднее это место стали называть Шанхаем. Квартиру в доме, выходившем прямо в поле, получил мой папа Александр Федотович Макаров, только что вернувшийся с Финской войны и призванный на Великую Отечественную войну в первые ее дни.
   Детские воспоминания сохранили дрожащую от приземляющихся самолетов землю, зеленые самолеты с большими красными звездами на плоскостях и хвосте, людей в военной форме и черных комбинезонах. Я очень скучала об отце, и многих из них принимала за него.
   Тогда, в начале 60-х, начались полеты. Летали с грунта. Мужчины шутили, что, взлетая, каждый «МИГ» поднимает за собой 3 тонны пыли. Очень мешали дожди. Командир делился с подчиненными своей мечтой: «Построим «бетонку», будете ходить в белых рубашках с галстуками». И ведь построили!
   Сам Виктор Степанович предпочитал летать на спарке с бортовым номером «06» и боевом «МИГ-01», которые по полетным качествам высоко котировались среди пилотов. Он часто сам летал на разведку или начинал разлет.
   Виктор Степанович жил на территории Центра, около санчасти. Часто заходил к нам, интересовался проблемами медиков, подбадривал при сложностях. Когда узнал, что я поступила на вечернее отделение медицинского института и по вечерам езжу в Куйбышев на занятия, возвращаясь обратно ночью, вначале удивился, а потом сказал, чтобы не стеснялась обращаться за помощью.
   Удивляла его простота в общении. Он разговаривал с людьми в любом месте, на любые темы, часто на ходу решая возникшие вопросы. Вероятно, поэтому люди под его руководством трудились с большим вдохновением, в едином порыве, достигая высоких показателей. УАЦ ДОСААФ неоднократно завоевывал переходящее Красное Знамя ЦК ДОСААФ, которое навсегда осталось здесь.
   Командир многое делал для улучшения быта сотрудников. В городке между корпусами и маленькими домиками стояла водонапорная башня. Рядом была спортивная площадка, на которой летом играли в волейбол и баскетбол, а зимой заливали каток, который был освещен. Все, от мала до велика, по вечерам катались на коньках, а на Новый год здесь появлялась елка.
   Часто в канун праздников Виктор Степанович в сопровождении заместителя командира полка В.В.Баландина обходил квартиры сотрудников. Их интересовала жизнь людей, нужды и проблемы. Помню, после полета Ю.А.Гагарина в космос командир полка повторял, что выпускник нашего училища – предшественника УАЦ ДОСААФ, уроженец Кинель-Черкасс, служил в отряде космонавтов гагаринского набора. Фамилия его в то время была, конечно, засекречена.
   Чем был дорог Виктор Степанович Хальзов сотрудникам Центра (а их было около 500 человек), почему его любят и помнят люди, а его имя присвоено УАЦ ДОСААФ и одной из улиц Кинель-Черкасс. С одной стороны, это был очень простой, земной человек. Жил рядом, воспитывал двоих дочек. С другой, геройски сражался за Родину в годы Великой Отечественной войны, крепил оборону страны во время хрущевского сокращения армии, готовил кадры для ВВС и аэрофлота, многое сделал для жителей Кинель-Черкасского района. Это он вместе с бывшими первым секретарем РК КПСС Н.Л. Бардиным и председателем колхоза имени Ленина М.Е. Казаковым ездил выбивать средства на строительство капитального моста через реку Большой Кинель, был депутатом райсовета, вел большую работу по патриотическому воспитанию молодежи. В числе самых памятных - организованные им встречи с партизаном Кочетковым, воевавшим в соединении Медведева в тылу врага, композитором Соловьевым-Седым, поездка курсантов и студентов Кинель – Черкасского медицинского училища по местам боевой славы в ГДР. Будучи в отставке, командир часто приезжал в УАЦ, летом останавливался на дальнем «приводе», попутно рыбачил на Малом Кинеле.
   Виктор Степанович Хальзов – представитель поколения победителей, Герой из крылатого племени пилотов, человек удивительной внутренней красоты. Низкий поклон ему и вечная память!
   Из воспоминаний Казак Геннадия Демьяновича, лётчика-инструктора, командир звена Кинель-Черкасского УАЦ ДОСААФ с 1963 по 1985 годы.
   «Реактивный истребитель стремительно терял высоту. Под стреловидными крыльями мелькала по-весеннему чистая и яркая земля. Вдали у горизонта, серебрилась широкая лента Волги. Внизу – изумрудные квадраты озимых, прозрачная зелень распускающихся лесов. Летчик посмотрел на право. Молодец ведомый: отлично держится в строю! Да и воздушный бой провёл умело.
   Разворот, и самолёт ведущего заходит на посадку. Пробежав по бетону посадочной полосы, останавливается и заруливает на заправочную линию. Каплевидный фонарь откатывается назад. Плотный лётчик в кожаной куртке не спеша спускается по стремянке на землю. Расстёгивает шлемофон. Крупные черты лица, глубокие складки у рта, чуть опущенная левая бровь придаёт его лицу строгое выражение.
   Рядом заруливает самолёт ведомого.
- Товарищ полковник, разрешите получить замечание.
Полковник посмотрел на молодого, крепкого лётчика и неожиданно спросил:
- Вам сколько лет?
- Двадцать два, товарищ полковник, - озадаченно поправив на голове шлемофон, ответил пилот.
- Двадцать два … а мне тогда шёл двадцать первый, - полковник медленно повернулся слегка сутулясь, пошёл вдоль стоянки самолётов к чёрной «Волги».
Молодой лётчик от неожиданности застыл на месте. Пройдя десяток метров, полковник остановился, обернулся назад:
- Молодец! Замечаний нет, - и пошёл не спеша дальше.
   Откуда ему, молодому парню, знать, что вспомнилось сегодня полковнику.
   Он идёт сейчас мимо сверкающих белизной истребителей, а мысли его перенеслись на двадцать пять лет назад».
   Виктор Степанович остановился у «Волги», задумался. Дорогой ценой досталась победа. Много боевых друзей не вернулось на свой аэродром. По их могилам можно проследить боевой путь полка. Герой Советского Союза Тараканчиков погиб в боях за никопольский плацдарм. Над Севастополем был сбит Топорков. В Латвии похоронен Поздеев. Обоим присвоено высокое звание Героя Советского Союза посмертно. А сколько ещё героев лежит в земле от Волгограда до Берлина!
    А ему повезло, остался живым, и всё ещё не расстаётся с небом. Он воспитывает молодых лётчиков, учит их летать на современных реактивных самолётах.
   За годы работы в Кинель-Черкасском учебном центре Герой Советского Союза Хальзов В. С. воспитал тысячи воздушных защитников Родины.
   С 2018 года реализовывается Проект Приволжского федерального округа «Герои Отечества», в рамках которого проводятся мероприятия по увековечиванию памяти солдат и офицеров, погибших при исполнении воинского служебного долга и участвовавших в Великой Отечественной войне, войне в Афганистане и локальных войнах и конфликтах, происходивших на территории России. В   Кинель – Черкасском районе шесть Героев Советского Союза и один Полный кавалер ордена Славы, их имена высечены на памятнике Героям Советского Союза в с. Кинель –Черкассы. На площади Славы в г. Самара у горельефа «Скорбящей Матери-Родине» (Вечный огонь) установлены гранитные мемориальные плиты, на которых высечены имена Героев Советского Союза и Кавалеров Орденов Славы.
   Память о Герое Советского Союза Хальзове Викторе Степановиче увековечена на его родине в г. Вольске Саратовской области. На здании школы №1 имеется мемориальная доска и рядом со школой Мемориал в память о девяти Героях Советского Союза- выпускниках школы, с портретами героев и краткая аннотация их жизни и подвигов. На кладбище в г. Самаре, где на Аллее Героев похоронен Виктор Степанович   установлен памятник с барельефом.
   А в селе Кинель – Черкассы даже нет мемориальной доски, хотя его имя было присвоено УАЦ ДОСААФ в 1988 г. (Приложение постановления совета министров), а в 2000 году в честь 55- летия Победы в Великой Отечественной войне по ходатайству командования вертолетного полка его именем названа улица, где построены дома для офицерского состава. (Приложение 9).
   В настоящее время вертолетный полк расформирован, здания военной части находятся в запустении. В историко – краеведческий музей неравнодушная жительница села передала портрет Виктор Степановича, который сиротливо остался висеть на стене в опустевшем клубе.
   Сейчас в этом районе построено много новых жилых домов, куда переселят людей из ветхого жилого фонда со всего района. Чьим именем названа улица, но которой они живут, они не знают.  Необходимо установить мемориальную доску на одном из домов, и высечь его имя на Памятнике Героям Советского Союза на площади Славы в с. Кинель – Черкассы. Практическая значимость и актуальность моей работы заключается в том, что материал исследования можно использовать при проведении уроков мужества и мероприятиях по патриотическому воспитанию в школах, учреждениях среднего профессионального образования нашего села.

 Библиография

1.    ЦАМО: Ф. 33. Опись: 686044. Д: 4507
2.    ЦАМО: Фонд: 33.  Опись: 686196. Д: 2034
3.    ЦАМО: Фонд: 33. Опись: 682525. Д: 30
4.    ЦАМО: Фонд:33. Опись: 793756. Ед. хранения: 51. № записи: 150034482
5.    Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь[Текст] / И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с.
6.    Из постановления бюро Кинель – Черкасского райкома ВКП (б) о строительстве аэродрома на территории Кинель – Черкасского района от 1 августа 1941 года [Текст] // Хроника подвига тружеников Кинель – Черкасского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Сост. П.Д. Столяров. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2005. – С.35
7.    Казак, Г.Д. Крылья над Кинель – Черкассами [Текст] // Трудовая жизнь. – 2002. – 21 декабря. - №95. - С. 3
8.    Казак, Г.Д. Крылья над Кинель – Черкассами [Текст] // Трудовая жизнь. – 2002. – 24 декабря. - №96. - С. 3
9.    Казак, Г.Д. Крылья над Кинель – Черкассами [Текст] // Трудовая жизнь. – 2002. – 18 декабря. - №94. - С. 5
10.    Казак, Г.Д. Крылья над Кинель – Черкассами [Текст] // Трудовая жизнь. – 2002. – 11 декабря. - №92. - С. 3
11.    Мусина, В.А. В жизни есть место подвигам [Текст] // Трудовая жизнь. – 2006. - 11 марта. - №17. - С. 5
12.    Мусина, В.А. Вспоминая командира [Текст] // Трудовая жизнь. – 2016. – 10 августа.  - С. 5
13.    Обрести крылья [Текст] // Трудовая жизнь. –1990. – 16 августа. - №94. - С. 5
14.    Румянцев Н. М. Люди легендарного подвига[Текст]. — Саратов, 1968.
15.    Справка Кинель – Черкасского райкома ВКП (б) представителю ВМФ (совершенно секретно). 6 сентября 1941 г. [Текст] // Хроника подвига тружеников Кинель – Черкасского района в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) / Сост. П.Д. Столяров. – Самара: Изд-во «НТЦ», 2005. – С.53
16.    Хальзов Виктор Степанович [Текст] // Великая Отечественная война в судьбах кинель – черкассцев. Выпуск 2.  – Самара: Изд-во «НТЦ», 2001. – С. 87
17.    Хальзов, В.С. Правофланговые  [Текст] //Крылья Родины .- №3.- 1970
18.    https://pamyat-naroda.ru/heroes/podvig-chelovek_nagrazhdenie10598338/
19.    www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=265
20.    slovariki.org/bolsaa-biograficeskaa-enciklopedia/128109
21.    http://tz-online.ru/index.php/en/lyudi-sela/3348-vspominaya-komandira



Категория: Люди | Добавил: museum-kinelcherkassy (04.07.2019)
Просмотров: 12 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]